2022-10-24 09:35:58
Саша

Компания SHIPINFO оцифровала движения судов, перевозящих продовольствие в рамках продуктовой сделки из трёх портов Украины: Одессы, Черноморска и Южного.

С помощью сервиса GORADAR была создана анимация движения этих судов, начиная с 1-го августа 2022-го года (в день, когда первое судно под названием RAZONI вышло из порта Одесса), заканчивая 19-м октября 2022-го года (момент, когда карта была издана).




Карта постоянно пополняется новыми данными и актуальной информацией по мере появления новых судов в перечне Черноморской зерновой инициативы. Анимированные карты соответственно будут переиздаваться по прошествии определенных периодов времени, и обновляться.

Общий ход перевозки грузов соответствующими судами можно посмотреть в данном видеоролике.

Непосредственно сама карта находится по следующей ссылке.

Включить вышеупомянутую анимацию перемещения можно по ссылке.
Для включения анимации необходимо использовать специальную консоль, появляющуюся справа на карте. Следует выбрать необходимый масштаб, направить карту в нужную область и включить кнопку «Пуск» (Play) на консоли. Ход выполнения сделки на карте можно проматывать с помощью перемоток, ставить на паузу и производить прочие манипуляции.




Российско-украинский вооруженный конфликт, начавшийся в феврале 2022 года, сильно усугубил продовольственный кризис в мире, так как по сообщению Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), Украина является одним из ведущих мировых экспортёров зерна, поставляя на рынок порядка 45 млн тонн зерна в год.

Стороны конфликта при посредничестве Турции и представителей ООН долгое время обсуждали возможность безопасного вывоза зерна из украинских портов. В результате 22-го июля в Стамбуле было подписано соответствующее соглашение, а 27-го июля был учрежден Объединенный координационный центр Черноморской зерновой инициативы под эгидой ООН.

1-го августа из порта Одесса вышло первое судно с кукурузой под названием RAZONI. Карта была создана 18-го октября 2022 года, издана и анимирована днём позже, и на момент её создания из вышеупомянутых украинских портов было сделано 350 отправок.

В ходе эскалации конфликта периодически появляются новости о возможном использовании данной сделки для тех или иных, не предназначенных для её выполнения, действий. В основном, это заявления различных медиа-изданий, блогеров и политиков, занимающих в том числе высшие должности в основном стран-участников конфликта. Порой, эти заявления кажутся голословными и ничем не подтвержденными.



В ходе исполнения сделки, как у представителей сторон конфликта, так и у сторонних медиа, появлялись вопросы относительно направлений идущих на экспорт судов. В частности, некоторые российские СМИ заявляли, что значительно меньшая часть зерна отправилась в бедные страны, тогда как большая его часть была экспортирована в развитые страны. В ответ на это представители европейских организаций заявляли, что цены на зерно даже при таком раскладе стабилизировались и вернулись к ценам довоенного времени. ООН в свою очередь в рамках Черноморской зерновой инициативы опубликовала список судов со всеми их направлениями в открытый доступ.

По мере выполнения сделки в основном в связи с переломными моментами в ходе боевых действий политики и журналисты, представляющие стороны конфликта, периодически заявляли, что другая сторона мешает её исполнению, либо ставили под сомнения законность выполнения проекта, а порой даже звучали намёки на возможный срыв сделки.

Команда SHIPINFO / GORADAR поставила перед собой задачу проверить достоверность информации, заявленной на сайте Черноморской зерновой инициативы (верно ли указаны направления поставок, не отклонялись ли указанные суда от своих маршрутов) с использованием объективных данных, полученных со спутников и береговых станций вопреки всем заявлениям.

Список судов Черноморской зерновой инициативы можно посмотреть здесь.

Рассмотрим достоверность заявленных направлений некоторых судов и сравним их с маршрутами на карте.



Первым судном, а также одним из самых «скандальных» в СМИ, был балкер RAZONI под флагом Сьерра Леоне (IMO 9086526, 1996 года постройки).




По заявлению многих изданий судно вышло из порта Одесса 1-го августа 2022-го года. Запустив анимацию и приблизив необходимый участок, выбрав временной промежуток (по сути это время старта анимации), можно убедиться в том, что судно действительно находилось в нужное время в нужном месте.




Вот балкер подходит к проливу Босфор 3-го августа 2022-го года. Что интересно, в некоторых изданиях тогда фигурировало сообщение об успешном прохождении контроля в Турции, при этом финальное место назначения не указывалось.




Однако финальным пунктом назначения данного судна должен был стать порт Триполи в Ливане. Вот положение балкера от 6-го августа, оно находится пока еще в турецких водах и не спешит идти в порт назначения. 7-го и 8-го августа в СМИ стали появляться новости о том, что судно меняет курс, и о том, что получатель груза разрывает сделку якобы из-за задержки в поставке.




RAZONI относительно недолго при этом пробыло на одной точке, и вот 11-го августа оно уже зашло в порт Мерсин в Турции, после чего, какое-то время там пробыв, ушло обратно. Дальнейшая судьба этого судна применительно к данной программе не очень интересна, хотя оно еще будет встречать другие нужные нам суда на обратном пути.






Разберём маршрут движения еще одного судна под названием BRAVE COMMANDER под флагом Ливана (IMO 9136931, 1996 года постройки). Это судно перевозило пшеницу в Эфиопию, и было зафрахтовано Всемирной Продовольственной Программой (ВПП). Это было первое судно из списка, которое везло именно гуманитарную помощь, а не груз в рамках коммерческой сделки.




Вот балкер грузится в порту Южный в заявленную в списке дату, 16-го августа.



Вот BRAVE COMMANDER подошёл к Босфору уже 17-го августа.



Вот уже 26-е августа, судно движется в Суэцком канале по направлению к порту назначения.



30-го августа балкер подошёл к порту Джибути, откуда скорее всего груз был доставлен автомобильным транспортом в Эфиопию. Что интересно, после выгрузки судно вышло из Джибути и простояло на рейде порта чуть больше недели, после чего пошло в обратном направлении. Этот момент мы ещё разберём на ближайшем примере.




Разберём маршрут еще одного, последнего судна (оно далеко не последнее в списке инициативы, но будет последним в данной аналитике) под названием SEAEAGLE под флагом Мальты (IMO 9153056, 1998 года постройки). Этот балкер с пшеницей был отправлен из порта Черноморск 26-го августа 2022-го года, страной назначения этого судна был Судан. Проверим маршрут движения этого судна на карте.



Вот SEAEAGLE в обозначенное время среди прочих судов находится в акватории порта отправки.




Сутки спустя, 27-го августа, судно подходит к проливу Босфор. Всё относительно в соответствии с графиком.



Несколько суток балкер простоял перед проливом Дарданеллы в Турции, что чуть дольше обычного. А меньше чем за сутки до этого, по выходу из Босфора SEAEAGLE встретил судно, маршрут которого был разобран здесь ранее, а именно RAZONI, возвращающееся в акваторию Черного моря.




Пересечение вышеуказанных судов не засвидетельствовано в этой статье на картинке, так как это произошло по выходу из пролива Босфор, где плотность проходящих судов, даже в рамках этого проекта, весьма существенна. На рисунке приведен пример расположения судов, скопившихся в этом месте.




1-го сентября мы видим подход SEAEAGLE к Суэцкому каналу, всё более-менее в стандартном графике.





А вот уже судно в порту Судан. И здесь вновь наблюдается странное промедление. Балкер сначала зашел в порт, потом снова выдвинулся на рейд, пробыв там какое-то время, затем снова зашёл, возможно для выгрузки. На рисунке показана дата 10 сентября, при этом SEAEAGLE прибыл в акваторию порта примерно за 3 дня до этого. Кроме того, можно заметить, какое ещё судно присутствует на карте. Это уже знакомый нам BRAVE COMMANDER. Помните нюанс, о котором говорилось в тексте об этом балкере (довольно длительное нахождение судна в акватории порта после выгрузки) и комментарий о том, что мы ещё к этому вернёмся? Так вот, последний рисунок с выгрузкой BRAVE COMMANDER датирован 30-м августа. На этой же картинке стоит дата 10 сентября. Расстояние между портами выгрузки двух судов незначительное, примерно полдня ходу. Таким образом можно сделать вывод о том, что ожидание BRAVE COMMANDER составило более десяти дней.



На последнем рисунке изображён выход SEAEAGLE и порта Судан в обратном направлении. Обратите внимание на дату. Это 28-е сентября, то есть 18 дней после момента пересечения с BRAVE COMMANDER и более 20 дней после захода SEAEAGLE в порт выгрузки.

Таким образом на примере нескольких судов команда SHIPINFO / GORADAR проверила достоверность заявленных сведений на сайте Черноморской зерновой инициативы. Данные оказались достоверными.

Эффективность же самой программы, реализацию её целей и логику такой пропорции направлений поставок мы оценить не можем, так как это будет уже субъективное мнение, подкрепленное прежде всего эмоциями, а не фактами.

На момент написания этой статьи, 23-го октября 2022-го года, часть информации, как например некоторые названия, описания, позывные и прочие характеристики судов, ввиду большого массива данных, может отличаться от общедоступной. Однако карта постоянно дорабатывается, данные корректируются и приводятся в соответствие, и в течение короткого промежутка времени, примерно в течение недели, карта должна быть обновлена до полного соответствия общедоступным данным.

Каждый может сейчас зайти на карту и проследить путь интересующего его судна по той же методике, что была описана выше.


Посмотреть другие тексты и статьи GoRadar